Функциональная грамотность
Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Документы
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 года № 590/219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Письмо Минпросвещения России от 17.09.2021г. «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Минпросвещения России от 15.09.2021г. № АЗ-583/03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации»
- Приказ Департамента образования мэрии г. Ярославля от 11.11.2022 г. № 01-05/1088 "Об организации работы по повышению функциональной граммотности в 2022-2023 учебном году
- Положение о формировании функциональной граммотности в ОСШ № 96:
- Положение о рабочей группе по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в ОСШ № 96
- Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" (7-9 классы)
- Аналитическая справка по итогам реализации Плана мероприятий ("дорожная карта"), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ОСШ № 96 на 2022-2023 учебный год
- План мероприятий ("дорожная карта"), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ОСШ № 96 на 2023-2024 учебный год
- Региональный план по ФГОС и функциональной грамотности на 2023-2024 учебный год
- Муниципальный план (дорожная карта) по ФГОС и функциональной грамотности на 2024 год
Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ОСШ № 96 на 2021-2022 учебный год
План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ОСШ № 96 на 2022-2023 учебный год
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
Издательство «Просвещение». Функциональная граммотность. Банк заданий
Банк тестов по функциональной грамотности
Московский центр качества образования
Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности:
1. Методические рекомендации для учителей и родителей
2. Рекомендации по формированию читательской грамотности
3. Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.