Страница обновлена 14.05.2020

Права ребёнка. Документы

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

В учреждениях образования введена должность  Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса  на общественных началах.  Основными целями и задачами Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса школы являются:

  • защита прав и законных интересов ребенка в учреждении;
  • всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса;
  • профилактика нарушений прав ребенка;
  • оказание помощи родителям (законным представителям несовершеннолетних) в трудной жизненной ситуации их детей, регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;
  • обеспечение взаимодействия обучающихся, их родителей (законных представителей), семей, педагогических работников, иных участников образовательного процесса по вопросам защиты и восстановлению нарушенных прав и интересов несовершеннолетних;
  • содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса школы не принимаются к рассмотрению жалобы:

  • по вопросам, связанным с оплатой труда и поощрением членов трудового коллектива;
  • на дисциплинарные взыскания;
  • на организацию образовательного процесса.

В своей деятельности Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса школы руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права. Конвенцией ООН о правах ребенка. Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством, направленным на защиту прав и интересов ребенка, Уставом школы и Положением об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса на общественных началах.

Дети более беззащитны и беспомощны, чем взрослые, а потому  чаще становятся жертвами несправедливости и насилия. 

Самая главная и важная функция Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса школы – осуществление независимого контроля за соблюдением прав ребенка. Особенность Уполномоченного заключается в его способности на независимой основе отстаивать права детей.

В случае нарушения прав ребенка, даже если такое нарушение было допущено сотрудниками и должностными лицами государственных органов (правоохранительных органов, органов социальной защиты населения, органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и т.д.), сам ребенок, его родители, а также любой человек, считающий нарушенными свои права, связанные с воспитанием детей, может обратиться к Уполномоченному по правам ребенка.

По поступившим обращениям Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса школы проводит соответствующие проверки и оказывает максимальное содействие в восстановлении прав несовершеннолетних, если нарушение таковых имело место.

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса школы вправе влиять на любую ситуацию, создающую опасность здоровью и жизни детей, где бы это ни было: в семье, в школе, на улице и даже в колонии для несовершеннолетних нарушителей законов. Также Уполномоченный ведёт индивидуальный прием граждан, разрешает конфликтные ситуации и осуществляет правовое просвещение.

Обучение правам человека – это обучение не только тому, что представляют собой права человека, но и тому, что надо делать в интересах прав человека. занятия ориентируют на последовательную выработку у детей не только ЗНАНИЙ и УМЕНИЙ, но и ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК, которые будут им необходимы, чтобы создать справедливый мир, свободный от нарушений прав человека:

ЗНАНИЯ того, что существуют документы по правам человека, того, какие права в них закрепляются, того, что этими правами обладают все люди в мире и что они неотъемлемы. Это также знание последствий нарушения этих прав. Эти знания помогут детям защищать как их собственные права, так и права других людей.
УМЕНИЕ слушать других, проводить анализ с точки зрения морально-нравственных ценностей, проводить совместные мероприятия, общаться с другими, решать проблемы и выяснять свой статус-кво. Эти умения помогают детям анализировать окружающий их мир, понимать, что права человека – это путь к улучшению их собственной жизни и жизни других людей, предпринимать действия по защите прав человека.
ЦЕННОСТИ: убежденность в том, что права человека важны, что человеческое достоинство присуще всем людям, что права человека надо уважать и соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что мы сами отвечаем за наши собственные действия и можем сделать мир лучше, если только постараемся. Такие установки способствуют морально-нравственному развитию детей и подготавливают их к позитивному участию в жизни общества.

Уважаемые ребята и родители!

Если у вас возникла конфликтная ситуация, ваши права не соблюдаются или вы узнали о факте нарушения прав детей, обращайтесь к школьному уполномоченному по правам ребенка. Вы можете обратиться лично или письменно, подписаться или сделать это анонимно. Уполномоченный в школе – это неофициальное лицо, которое разбирает конфликтные ситуации, отслеживает соблюдение законных прав и интересов учащихся, занимается правовым воспитанием, образованием и профилактикой правонарушений. Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.

Вашему вниманию предлагаем несколько способов избавления от гнева. Попытайтесь, и у вас получится!

Пять рецептов избавления от гнева

Памятка для родителей

1.    Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:

  • слушайте его;
  • проводите с ним как можно больше времени;
  • делитесь с ним своим опытом;
  • рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах.

2.    Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия:

  • отложите или отмените совместные дела с ребенком;
  • старайтесь не прикасаться к нему в минуты раздражения;
  • выйдите из комнаты, в которой находится ребенок.

3.    Если вы расстроены, дети должны знать об этом, говорите им прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях. Когда вы расстроены и разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.
4.    Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев:

  • не давайте играть ребенку с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите;
  • не позволяйте выводить себя из равновесия, учитесь предчувствовать наступление срыва.

5.    К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь учесть  возможные варианты и подготовить ребенка к предстоящим событиям:

  • изучите силы и возможности вашего ребенка (например, как долго он может быть занят одним делом, может ли сконцентрировать внимание);
  • если вам предстоит первый визит, например, к врачу, отрепетируйте его заранее, объяснив ребенку необходимость данного визита.

Дети многому учатся у взрослых и, к сожалению, не только хорошему, но и плохому. Поэтому начните заниматься самовоспитанием!

Уполномоченный по правам ребенка в Ярославской области

Крупин Михаил Львович

тел.: (4852)40-10-54, 40-07-90
e-mail: mihail.krupin@region.adm.yar.ru
http://www.yarregion.ru/depts/uppr/default.aspx

Полезная информация от Уполномоченного по правам ребенка

Основными задачами Уполномоченного являются:

  • обеспечение основных гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка, восстановление нарушенных прав и законных интересов ребенка;
  • содействие беспрепятственной реализации и восстановлению нарушенных прав и законных интересов ребенка;
  • подготовка предложений по совершенствованию законодательства Ярославской области об обеспечении основных гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка;
  • информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав и законных интересов ребенка;
  • взаимодействие с Уполномоченным при президенте Российской федерации по правам ребенка, органами государственной власти Ярославской области и государственными органами Ярославской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, общественными объединениями и организациями в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка

Обращение к Уполномоченному по правам ребенка может подать любое лицо, в том числе не достигшее возраста 18 лет, в интересах защиты нарушенных прав, свобод и достоинств несовершеннолетних на территории Ярославской области.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Анна Юрьевна Кузнецова

Телефон: +7(499) 251-41-40

Важные ссылки

Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в ОСШ № 96

Положение о совете по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Положение о постановке обучающихся и семей на внутришкольный контроль в ОСШ № 96

План мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений и асоциального поведения несовершеннолетних, безнадзорности, насилия и жестокого обращения с детьми, противодействию распространения в детской среде криминальной субкультуры среди обучающихся ОСШ № 96

План работы по профилактике и предупреждению преступлений в отношении несовершеннолетних

Методические рекомендации "Программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних"

Система социально – педагогической работы в условиях открытой сменной школы


Профилактика конфликтов

При вступлении в конфликт:

  • определите проблемы, относящиеся к ценностной сфере (стоит ли настаивать на своем, значимо ли это?);
  • определите ваши ценностные альтернативы;
  • выберите одну из них, исходя из последствий, которые они влекут за собой;
  • проанализируйте последствия разрешения конфликта (в близкой и дальней перспективе);
  • определите причины возникновения конфликта;
  • проанализируйте взаимоотношение участников до возникновения конфликта;
  • выявите, есть ли лица, заинтересованные в конфликте или его позитивном разрешении;
  • определите свои задачи;
  • выберите способы взаимодействия с оппонентом, не унижающие ни одну из сторон. Мысленно проиграйте как можно больше позитивных вариантов.

Возьмите на себя управление разрешением конфликта:

  • проявите инициативу в поиске консенсуса: кто делает первый шаг, тот и выигрывает (если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.);
  • в начале переговоров используйте «Я – сообщение», «Активное слушание»;
  • дайте почувствовать своему оппоненту его значимость;
  • не выдвигайте сразу свои требования и условия, подчеркните точки соприкосновения, взаимные интересы;
  • обосновывайте свои доводы, ищите альтернативу, демонстрируйте свою заинтересованность человеком и его проблемами.

Как избежать ненужных конфликтов? Существует ряд правил:

  • не говорите сразу с взвинченным, возбужденным человеком;
  • создайте благоприятную,  доброжелательную атмосферу доверия;
  • попробуйте встать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;
  • не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступков;
  • заставьте себя молчать, когда задевают в мелкой ссоре;
  • умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;
  • признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов станет меньше;
  • если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.

ГОУ ЯО "Центр помощи детям"

Видеоролик о работе Службы помощи родителям