×
Меню сайта

Общеобразовательная программа среднего общего образования
Наименование образовательной программы
Общеобразовательная программа среднего общего образования
Образовательная программа
Аннотации к рабочим программам и рабочие программы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень» для обучающихся 5-9 классов.
Наименование рабочей программы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень» для обучающихся 5-9 классов.
Аннотация к рабочей программе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. 

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования. 

Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.

Рабочая программа
Программа по иностранному (английскому) языку на уровне основного общего образования
Наименование рабочей программы
Программа по иностранному (английскому) языку на уровне основного общего образования
Аннотация к рабочей программе

Программа по иностранному (английскому) языку на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания.

Рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1109171) учебного предмета «Литература» для обучающихся 5-9 классов
Наименование рабочей программы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1109171) учебного предмета «Литература» для обучающихся 5-9 классов
Аннотация к рабочей программе

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

Рабочая программа
Программа по биологии на уровне основного общего образования
Наименование рабочей программы
Программа по биологии на уровне основного общего образования
Аннотация к рабочей программе

 

Программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания.

Рабочая программа
Второй английский 9 класс
Наименование рабочей программы
Второй английский 9 класс
Аннотация к рабочей программе

 

 

 

Пояснительная записка

В изменившихся социально-политических и экономических условиях развития нашей страны происходят значительные перемены в системе отечественного образования. Они направлены на повышение качества подготовки учащихся общеобразовательных организаций, формирование ключевых компетенций, среди которых в качестве важнейших, наряду с владением информационными технологиями, определено владение иностранными языками. Данный социальный заказ определил основные направления реформирования школьного языкового образования, развития научных исследований в области теории и методики обучения иностранным языкам и инновационных процессов, происходящих в общеобразовательной школе.

В связи с этим происходит переосмысление и переоценка того места, которое в учебном процессе отведено учебному предмету «Английский язык» не только как первому иностранному языку, но и как второму, возрастает его значимость. «Школьное многоязычие стало одной из самых интересных тенденций перестройки российской школы. Овладение вторым иностранным языком после родного и первого иностранного языка представляет собой процесс, особенности которого составляют психо-лингвитические закономерности взаимодействия конкретных языков в языковом сознании обучающего». Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования» (Стандарты второго поколения), изучение иностранных языков предполагается проводить на всех трех ступенях общего образования (начальное, основное и полное общее образование на базовом и профильном уровнях), что нашло отражение в Федеральном базисном учебном плане по иностранным языкам и Примерных программах по учебным предметам.

Таким образом, повсеместно осуществляется переход на преподавание английского языка, начиная со второго класса. В последние годы в российских школах стало популярным изучение нескольких иностранных языков. Распространение многоязычного обучения вызвано различными изменениями социального и экономического характера в жизни нашей страны. Современная школа стремится удовлетворить новые общественные запросы. Второй, а иногда и третий иностранные языки включаются в учебные планы средних образовательных учреждений. Молодые люди осознают значимость знания нескольких иностранных языков, так как это повышает их возможности в достижении социального и профессионального успеха. Кроме того, многоязычие способствует развитию мышления, приобщению учащихся к мировым культурным ценностям.

Выбор в пользу того или иного иностранного языка как второго, обусловлен, прежде всего, прагматическими факторами. В силу этого приоритетное положение занимает английский язык, который в наши дни является языком международного общения. Следовательно, можно говорить о том, что соотношение иностранных языков, изучаемых в школах РФ, за последние годы изменилось существенным образом. В большинстве средних образовательных учреждений именно английский язык выступает в качестве второго иностранного языка (ИЯ 2), что вполне закономерно.

Достаточно часто знание английского языка, который изучался в школе в качестве ИЯ 1 или ИЯ 2, оказывается весьма значимым для будущей деятельности учащихся. В силу различия психологических особенностей учащихся 2 классов (когда начинается обучение ИЯ 1) и пятиклассников (когда в большинстве школ приступают к изучению ИЯ 2), использование учебников английского языка как первого иностранного языка, ориентированных на начальную школу, оказывается неправомерным.

Этими факторами объясняется необходимость наличия специальных учебников английского языка, которые используются в классах, где этот язык изучается в качестве второго иностранного. Примером такого учебника для средних образовательных учреждений может служить УМК «Английский язык как второй иностранный».

Отметим также, что в «иноязычной компетенции составляющие могут различаться по уровню развития и “практической востребованности”». Уровневый подход к стандартизации результатов обучения служит основным критерием определения цели обучения как для первого, так и для второго иностранного языка. Школьный курс второго иностранного языка должен обеспечить учащимся формирование как минимум элементарной коммуникативной компетенции. Многоязычная компетенция позволяет решать задачи, связанные с развивающим обучением. Набор лингвистических знаний и умений в ИЯ 2 объективно не может быть иным, чем в ИЯ 1. Поэтому для определения обязательного минимума лингвистических средств можно использовать программы, созданные для первого иностранного языка и содержащие уровневое распределение мате-риала.

Развитие лингвистической компетенции во втором иностранном языке должно осуществляться с опорой на металингвистические представления учащегося (сопоставительный подход), что обеспечивает интенсивность процесса обучения. Соответственно, при изучении ИЯ 2 необходимо учитывать тот факт, что учащиеся уже владеют на определенном уровне лингвистическими и речевыми компетенциями, которые были у них сформированы во время изучения родного и первого иностранного языков.

Отметим также, что в некоторых регионах РФ преподавание английского языка как основного иностранного по-прежнему начинается с 5 класса. В качестве главных причин этого можно назвать дефицит квалифицированных преподавательских кадров, отсутствие у школьных учителей специальной подготовки для обучения младших школьников английскому языку, не-достаточная общая подготовленность учащихся к обучению в школе, связанная с фактическим развалом дошкольного воспитания, произошедшим в 90-е гг. XX в.

Следовательно, данный курс может с успехом использоваться при обучении английскому языку и в этом случае.

В процессе обучения английскому языку решаются не только задачи практического владения языком, так как они самым тесным образом связаны с воспитательными и общеобразовательными. Владея английским языком в должной степени, учащиеся приобретают умение разнообразить средства выражения своих мыслей через адекватное употребление различных синонимических единиц, перифраз и т. д. Данные умения оказывают определенное воздействие и на мыслительные процессы, развивают речевые способности учащихся и на родном языке. Фактически, изучая английский язык, школьники приобретают возможность лучше понимать родной язык. Они тренируют память, расширяют свой кругозор, развивают познавательные интересы, формируют навыки работы с различными видами текстов.

Таким образом, можно заключить, что предмет «Английский язык» вносит существенный вклад в общее образование школьников. Он способствует формированию их коммуникативной культуры, в частности, воспитывает у них умение грамотно и логично излагать свои мысли, соблюдать речевой этикет, выбирать адекватные средства языка в той или иной ситуации общения. При изучении языка расширяется как общий, так и лингвистический кругозор школьников. Речевая деятельность на иностранном языке способствует формированию мировоззрения и таких личностных качеств как эмпатия, дружелюбие, толерантность. Согласно современным воззрениям на обучение иностранным языкам в средней школе, все большее значение приобретает интегративный подход, который предполагает решение задач воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера наряду с развитием умений иноязычного речевого общения.

Предлагаемая рабочая программа к линии учебников «Английский язык как второй иностранный» авторов О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, Н. В. Языковой и составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования с учетом требований, изложенных в «Примерных программах по учебным предметам. Иностранный язык. 5—9 классы».

Предлагаемый курс отвечает требованиям европейских стандартов. Он ориентирован в большей степени на общеевропейские компетенции владения иностранным языком. Все вышесказанное свидетельствует о полном соответствии целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям основных федеральных документов.

 

Тематическое планирование

9 класс (34 часов)

Раздел, учебная тема

Освоение предметных знаний

Характеристика основных видов деятельности

 
 

Блок 1

Знакомство (4 часа) Уроки 1—4

Значение и роль англий­ского языка в современном мире.

Народонаселение Велико­британии.

Приветствие, знакомство, прощание

Учащиеся:

  • ведут этикетный диалог приветствия, знакомства, проща­ния в стандартной ситуации общения;
  • расспрашивают собеседника и отвечают на его вопросы

в рамках предложенной тематики и лексико-грамматиче­ского материала;

  • читают слова, словосочетания, предложения;
  • воспринимают на слух звуки, слова и фразы;
  • соблюдают нормы произношения английского языка в чте­нии вслух и устной речи;
  • корректно произносят предложения с точки зрения их рит­мико-интонационных особенностей;
  • проводят дифференциацию звуков и слов;

выполняют проектное задание[1]

 

Блок 2

Мир вокруг

(4 часа) Уроки 5—8

Что мы видим вокруг. Выражение благодарности. Введение незнакомых лю­дей в круг общения. Описание качественных ха­рактеристик людей и пред­метов

Учащиеся:

  • воспринимают на слух звуки, слова, словосочетания, фразы;
  • соблюдают нормы произношения английского языка в чтении вслух и устной речи; корректно произносят предло­жения с точки зрения их ритмико-интонационных особен­ностей;

ведут этикетный диалог знакомства, приветствия, прощания;

  • изучают и употребляют в речи обращение к учителям, сле­дуя правилам британского этикета;
  • расспрашивают собеседника и отвечают на его вопросы

в рамках предложенной тематики и лексико-грамматиче­ского материала, в частности вопрос Whatisit? и ответы на него;

  • выражают благодарность и ведут краткие диалоги;
  • заполняют анкеты;
  • читают отдельные слова, словосочетания, фразы;
  • пишут буквы, слова, элементарные фразы;
  • дают характеристики людям, животным, предметам;
  • разучивают рифмовку;

выполняют проектные задания

 

Блок 3

Семья

(4 часов)

Уроки 9—12

Описание собственных ощу­щений и характеристик. Состав семьи.

Общение с членами семьи по разным поводам (уходя в школу, возвращаясь домой ит. д.).

Животные на ферме.

Характеристики людей, в том числе членов семьи

Учащиеся:

  • воспринимают на слух слова, словосочетания и фразы,

а также микродиалоги и микроситуации, дифференцируют звуки и слова;

  • соблюдают нормы произношения английского языка в чте­нии вслух и устной речи; корректно произносят предложе­ния с точки зрения их ритмико-интонационных особенно­стей;
  • ведут этикетный диалог знакомства, приветствия, проща­ния, расспрашивают о состоянии дел;
  • перефразируют предложения, используя личные местоиме­ния (I, he, she, it);
  • задают общие, альтернативные, специальные вопросы с гла­голом tobe в 3-м лице единственного числа;

формируют отрицания и утверждения с глаголом tobe в 3-м лице единственного числа;

  • описывают людей, животных и предметы в нескольких предложениях с использованием изобразительной нагляд­ности;
  • рассказывают о себе в нескольких фразах, используя глагол tobe в 1-м лице единственного числа;
  • отгадывают загадки, разучивают рифмовки, поют песни;
  • выбирают правильные подписи к картинкам;
  • знакомятся с использованием неопределенного артикля и союзных слов;
  • используют в речи повелительное наклонение;
  • знакомятся и используют при чтении правило открытого и закрытого слога и другие правила чтения;

выполняют проектные задания

 

Блок 4

Города и страны (4 часов)

Уроки 13—16

Место жительства и место нахождения человека.

Города Европы.

Страны и континенты.

Выражение преференций

Учащиеся:

  • воспринимают на слух слова, словосочетания и фразы,

а также микродиалоги и микроситуации, дифференцируют звуки и слова;

  • соблюдают нормы произношения английского языка в чте­нии вслух и устной речи; корректно произносят предложе­ния с точки зрения их ритмико-интонационных особенно­стей;
  • ведут этикетный диалог знакомства, приветствия, проща­ния, расспрашивают о состоянии дел;

расспрашивают собеседника о его месте жительства и месте нахождения, отвечают на эти вопросы;

  • рассказывают о себе, характеризуют членов своей семьи, друзей;
  • разыгрывают диалоги в рамках предложенной тематики;
  • изучают и употребляют в речи форму множественного чис­ла глагола tobe и личные местоимения и существительные во множественном числе;
  • разучивают рифмовки, песенки;
  • читают вслух небольшие тексты;
  • знакомятся с названиями городов, стран, континентов и ис­пользуют их в речи;
  • решают языковые загадки и головоломки;
  • описывают тематические картинки;
  • знакомятся с указательными местоимениями единственно­го числа и используют их в речи;

выполняют проектные задания

 

Блок 5

Время, часы, минуты (4 часов) Уроки 17—20

Обозначение и выражение времени.

Местоположение предме­тов, людей и животных. Ведение счета

Учащиеся:

  • воспринимают на слух слова, словосочетания и фразы,

а также микродиалоги и микроситуации, дифференцируют звуки и слова;

  • соблюдают нормы произношения английского языка в чте­нии вслух и устной речи; корректно произносят предложе­ния с точки зрения их ритмико-интонационных особенно­стей;
  • рассказывают и расспрашивают о профессии и занятиях людей;
  • рассказывают о своих преференциях;
  • знакомятся с английскими числительными (1—12) и ис­пользуют их в речи;

описывают животных, людей и их действия с опорой на об­разец и средства наглядности;

  • описывают тематические картинки;
  • знакомятся со средствами обозначения и выражения време­ни, ведут диалог-расспрос о времени и отвечают на подоб­ные вопросы;
  • рассказывают о действиях, производимых человеком, в рамках имеющегося лексического и грамматического минимума;
  • знакомятся с предлогами места и употребляют их в речи;
  • знакомятся с новыми лексическими единицами по теме и употребляют их в речи;
  • учатся правильно писать новые лексические единицы;
  • знакомятся с системой личных и притяжательных место­имений, спряжением глагола tobe в настоящем времени, указательными местоимениями во множественном числе, определенным артиклем, используют данные лексико-грам­матические явления в речи;
  • разучивают рифмовки, поют песню;

выполняют проектные задания

 

Блок 6

Цвет вокруг нас (4 часа) Уроки 21—24

Основные цвета.

Приветствие в разное время суток.

Выражение категории обла­дания.

Номера телефонов.

Возраст человека

Качественные характери­стики предметов

Учащиеся:

  • воспринимают на слух и правильно воспроизводят новые зву­ки и новые лексические единицы, словосочетания, фразы;

соблюдают нормы произношения английского языка в чте­нии вслух и устной речи; корректно произносят предложе­ния с точки зрения их ритмико-интонационных особенно­стей

  • расспрашивают собеседника, запрашивая нужную инфор­мацию, и отвечают на его вопросы;
  • описывают тематические картинки;
  • воспринимают на слух и правильно воспроизводят числи­тельные от 13 до 20, используют их в речи;
  • задают вопросы о цветах предметов и возрасте людей;
  • читают и полностью понимают небольшие тексты, постро­енные на знакомом лексико-грамматическом материале;
  • правильно пишут новые лексические единицы;
  • составляют предложения из предлагаемых слов и словосо­четаний;
  • разучивают рифмовки;
  • играют в языковые игры;
  • устанавливают соответствие между заданными репли­ками;
  • исполняют различные роли в заданных ситуациях;
  • знакомятся с различиями в обозначении времени

в России и англоговорящих странах;

выполняют проектные задания

 

Блок 7

Праздно­вание дня рождения (5 часов) Уроки 25—29

Семейный праздник. Описание внешности. Контрастирующие характе­ристики людей и предметов. Жизнь на ферме. Выражение категории от­сутствия обладания.

Дни недели и ежедневные занятия людей

Учащиеся:

  • воспринимают на слух и правильно воспроизводят новые звуки и новые лексические единицы, словосочетания, фра­зы, диалоги;
  • соблюдают нормы произношения звуков английского языка в чтении вслух и устной речи, корректно произносят пред­ложения с точки зрения их ритмико-интонационных осо­бенностей;
  • читают тексты с целью нахождения нужной информации;
  • описывают тематические картинки;

ведут диалог-расспрос;

  • правильно пишут новые лексические единицы;
  • рассказывают о том, что есть и чего нет в помещении;
  • составляют высказывание о характерных занятиях людей и их расписании;
  • находят фразы, соответствующие содержанию текста;
  • разучивают рифмовки и поют песни;
  • делают подписи к картинкам;
  • знакомятся и воспроизводят сокращенные варианты слов, обозначающих дни недели;

выполняют проектные задания

 

Блок 8

Человек и его дом (5часов) Уроки 30—34

Профессии и занятия лю­дей.

Повседневные занятия лю­дей.

Домашние питомцы.

Денежные единицы Велико­британии, США и России. Самочувствие человека. Описание жилища.

Весна как одно из времен года

Учащиеся:

  • воспринимают на слух и правильно воспроизводят новые звуки и новые лексические единицы, словосочетания, фразы;
  • соблюдают нормы произношения звуков английского языка при чтении вслух и в устной речи, корректно произносят предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей;
  • описывают тематические картинки;
  • ведут диалог-расспрос;
  • читают за диктором и разыгрывают в парах диалоги;
  • задают вопросы по картинке, соотнося их с ответами;
  • знакомятся с формой 3-го лица единственного числа (presentsimple) и используют ее в речи;

производят грамматические трансформации;

  • знакомятся с элементами деривационных процессов (суф­фикс -ег для обозначения названия деятеля);
  • разучивают рифмовки и песню;
  • заполняют анкеты;
  • знакомятся с названиями отдельных стран и их государ­ственными флагами;
  • знакомятся и озвучивают некоторые принятые в англий­ском языке аббревиатуры;
  • рассказывают о своих домашних питомцах;
  • заучивают наизусть английский алфавит;
  • систематизируют свои знания о транскрипции;
  • рассказывают о себе, используя вопросы в качестве плана;

выполняют проектное задание

 

 

 

[1] Курсивом выделены умения, формируемые в процессе овладения иностранным языком, которые имеют метапредметный характер.

Рабочая программа
Химия 8-9 класс
Наименование рабочей программы
Химия 8-9 класс
Аннотация к рабочей программе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по химии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также на основе федеральной рабочей программы воспитания и с учётом концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации.

Программа по химии даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование по разделам и темам программы по химии, определяет количественные и качественные характеристики содержания, рекомендуемую последовательность изучения химии с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы на уровне основного общего образования, а также требований к результатам обучения химии на уровне целей изучения предмета и основных видов учебно-познавательной деятельности обучающегося по освоению учебного содержания.

Знание химии служит основой для формирования мировоззрения обучающегося, его представлений о материальном единстве мира, важную роль играют формируемые химией представления о взаимопревращениях энергии и об эволюции веществ в природе, о путях решения глобальных проблем устойчивого развития человечества – сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения.

Изучение химии:

способствует реализации возможностей для саморазвития и формирования культуры личности, её общей и функциональной грамотности;

вносит вклад в формирование мышления и творческих способностей обучающихся, навыков их самостоятельной учебной деятельности, экспериментальных и исследовательских умений, необходимых как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности;

знакомит со спецификой научного мышления, закладывает основы целостного взгляда на единство природы и человека, является ответственным этапом в формировании естественно­-научной грамотности обучающихся;

способствует формированию ценностного отношения к естественно-­научным знаниям, к природе, к человеку, вносит свой вклад в экологическое образование обучающихся.

Данные направления в обучении химии обеспечиваются спецификой содержания учебного предмета, который является педагогически адаптированным отражением базовой науки химии на определённом этапе её развития.

Курс химии на уровне основного общего образования ориентирован на освоение обучающимися системы первоначальных понятий химии, основ неорганической химии и некоторых отдельных значимых понятий органической химии.

Структура содержания программы по химии сформирована на основе системного подхода к её изучению. Содержание складывается из системы понятий о химическом элементе и веществе и системы понятий о химической реакции. Обе эти системы структурно организованы по принципу последовательного развития знаний на основе теоретических представлений разного уровня:

– атомно­-молекулярного учения как основы всего естествознания;

– Периодического закона Д. И. Менделеева как основного закона химии;

– учения о строении атома и химической связи;

– представлений об электролитической диссоциации веществ в растворах.

​Теоретические знания рассматриваются на основе эмпирически полученных и осмысленных фактов, развиваются последовательно от одного уровня к другому, выполняя функции объяснения и прогнозирования свойств, строения и возможностей практического применения и получения изучаемых веществ.

Освоение программы по химии способствует формированию представления о химической составляющей научной картины мира в логике её системной природы, ценностного отношения к научному знанию и методам познания в науке. Изучение химии происходит с привлечением знаний из ранее изученных учебных предметов: «Окружающий мир», «Биология. 5–7 классы» и «Физика. 7 класс».

При изучении химии происходит формирование знаний основ химической науки как области современного естествознания, практической деятельности человека и как одного из компонентов мировой культуры. Задача учебного предмета состоит в формировании системы химических знаний — важнейших фактов, понятий, законов и теоретических положений, доступных обобщений мировоззренческого характера, языка науки, в приобщении к научным методам познания при изучении веществ и химических реакций, в формировании и развитии познавательных умений и их применении в учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности, освоении правил безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

При изучении химии на уровне основного общего образования важное значение приобрели такие цели, как:

– формирование интеллектуально развитой личности, готовой к самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному принятию решений, способной адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни;

– направленность обучения на систематическое приобщение обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности, научным методам познания, формирующим мотивацию и развитие способностей к химии;

– обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых навыков (ключевых компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности;

– формирование общей функциональной и естественно-научной грамотности, в том числе умений объяснять и оценивать явления окружающего мира, используя знания и опыт, полученные при изучении химии, применять их при решении проблем в повседневной жизни и трудовой деятельности;

– формирование у обучающихся гуманистических отношений, понимания ценности химических знаний для выработки экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды;

развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю и самовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности к осознанному выбору профиля и направленности дальнейшего обучения.

​‌Общее число часов, отведённых для изучения химии на уровне основного общего образования, составляет 136 часов: в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю)1 аудиторный час и 1 час самоподготовка, в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю) 1 аудиторный час и 1 час самоподготовка.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

8 КЛАСС

Первоначальные химические понятия

Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Химия в системе наук. Тела и вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Понятие о методах познания в химии. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение.

Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении.

Количество вещества. Моль. Молярная масса. Взаимосвязь количества, массы и числа структурных единиц вещества. Расчёты по формулам химических соединений.

Физические и химические явления. Химическая реакция и её признаки. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена).

Химический эксперимент:

знакомство с химической посудой, правилами работы в лаборатории и приёмами обращения с лабораторным оборудованием, изучение и описание физических свойств образцов неорганических веществ, наблюдение физических (плавление воска, таяние льда, растирание сахара в ступке, кипение и конденсация воды) и химических (горение свечи, прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой) явлений, наблюдение и описание признаков протекания химических реакций (разложение сахара, взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, разложение гидроксида меди (II) при нагревании, взаимодействие железа с раствором соли меди (II), изучение способов разделения смесей: с помощью магнита, фильтрование, выпаривание, дистилляция, хроматография, проведение очистки поваренной соли, наблюдение и описание результатов проведения опыта, иллюстрирующего закон сохранения массы, создание моделей молекул (шаростержневых).

Важнейшие представители неорганических веществ

Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Кислород – элемент и простое вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и химические свойства (реакции горения). Оксиды. Применение кислорода. Способы получения кислорода в лаборатории и промышленности. Круговорот кислорода в природе. Озон – аллотропная модификация кислорода.

Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, экзо- и эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха, усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя.

Водород – элемент и простое вещество. Нахождение водорода в природе, физические и химические свойства, применение, способы получения. Кислоты и соли.

Молярный объём газов. Расчёты по химическим уравнениям.

Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства воды. Основания. Роль растворов в природе и в жизни человека. Круговорот воды в природе. Загрязнение природных вод. Охрана и очистка природных вод.

Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация оксидов: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства оксидов. Получение оксидов.

Основания. Классификация оснований: щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура оснований. Физические и химические свойства оснований. Получение оснований.

Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот. Физические и химические свойства кислот. Ряд активности металлов Н. Н. Бекетова. Получение кислот.

Соли. Номенклатура солей. Физические и химические свойства солей. Получение солей.

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Химический эксперимент:

качественное определение содержания кислорода в воздухе, получение, собирание, распознавание и изучение свойств кислорода, наблюдение взаимодействия веществ с кислородом и условия возникновения и прекращения горения (пожара), ознакомление с образцами оксидов и описание их свойств, получение, собирание, распознавание и изучение свойств водорода (горение), взаимодействие водорода с оксидом меди (II) (возможно использование видеоматериалов), наблюдение образцов веществ количеством 1 моль, исследование особенностей растворения веществ с различной растворимостью, приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества, взаимодействие воды с металлами (натрием и кальцием) (возможно использование видеоматериалов), исследование образцов неорганических веществ различных классов, наблюдение изменения окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей, изучение взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты, кислот с металлами, реакций нейтрализации, получение нерастворимых оснований, вытеснение одного металла другим из раствора соли, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы). Элементы, которые образуют амфотерные оксиды и гидроксиды.

Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы. Физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы элемента.

Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.

Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов, металлических и неметаллических свойств по группам и периодам.

Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов для развития науки и практики. Д. И. Менделеев – учёный и гражданин.

Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь. Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь.

Степень окисления. Окислительно­-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители.

Химический эксперимент:

изучение образцов веществ металлов и неметаллов, взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей, проведение опытов, иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения).

Межпредметные связи

Реализация межпредметных связей при изучении химии в 8 классе осуществляется через использование как общих естественно-­научных понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно­-научного цикла.

Общие естественно-­научные понятия: научный факт, гипотеза, теория, закон, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление.

Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ, физические величины, единицы измерения, космос, планеты, звёзды, Солнце.

Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.

География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы.

9 КЛАСС

Вещество и химическая реакция

Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств химических элементов первых трёх периодов, калия, кальция и их соединений в соответствии с положением элементов в Периодической системе и строением их атомов.

Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических решёток, зависимость свойств вещества от типа кристаллической решётки и вида химической связи.

Классификация и номенклатура неорганических веществ. Химические свойства веществ, относящихся к различным классам неорганических соединений, генетическая связь неорганических веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления химических элементов, по обратимости, по участию катализатора). Экзо- и эндотермические реакции, термохимические уравнения.

Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и необратимых химических реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных реакциях. Понятие о катализе. Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на скорость химической реакции и положение химического равновесия.

Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс окислительно-восстановительной реакции. Составление уравнений окислительно­-восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса.

Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Катионы, анионы. Механизм диссоциации веществ с различными видами химической связи. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена, полные и сокращённые ионные уравнения реакций. Свойства кислот, оснований и солей в свете представлений об электролитической диссоциации. Качественные реакции на ионы. Понятие о гидролизе солей.

Химический эксперимент:

ознакомление с моделями кристаллических решёток неорганических веществ – металлов и неметаллов (графита и алмаза), сложных веществ (хлорида натрия), исследование зависимости скорости химической реакции от воздействия различных факторов, исследование электропроводности растворов веществ, процесса диссоциации кислот, щелочей и солей (возможно использование видео материалов), проведение опытов, иллюстрирующих признаки протекания реакций ионного обмена (образование осадка, выделение газа, образование воды), опытов, иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения), распознавание неорганических веществ с помощью качественных реакций на ионы, решение экспериментальных задач.

Неметаллы и их соединения

Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. Строение и физические свойства простых веществ – галогенов. Химические свойства на примере хлора (взаимодействие с металлами, неметаллами, щелочами). Хлороводород. Соляная кислота, химические свойства, получение, применение. Действие хлора и хлороводорода на организм человека. Важнейшие хлориды и их нахождение в природе.

Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. Строение и физические свойства простых веществ – кислорода и серы. Аллотропные модификации кислорода и серы. Химические свойства серы. Сероводород, строение, физические и химические свойства. Оксиды серы как представители кислотных оксидов. Серная кислота, физические и химические свойства (общие как представителя класса кислот и специфические). Химические реакции, лежащие в основе промышленного способа получения серной кислоты. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты, качественная реакция на сульфат-ион. Нахождение серы и её соединений в природе. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями серы (кислотные дожди, загрязнение воздуха и водоёмов), способы его предотвращения.

Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. Азот, распространение в природе, физические и химические свойства. Круговорот азота в природе. Аммиак, его физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония, их физические и химические свойства, применение. Качественная реакция на ионы аммония. Азотная кислота, её получение, физические и химические свойства (общие как представителя класса кислот и специфические). Использование нитратов и солей аммония в качестве минеральных удобрений. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями азота (кислотные дожди, загрязнение воздуха, почвы и водоёмов). Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и химические свойства. Оксид фосфора (V) и фосфорная кислота, физические и химические свойства, получение. Использование фосфатов в качестве минеральных удобрений.

Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. Углерод, аллотропные модификации, распространение в природе, физические и химические свойства. Адсорбция. Круговорот углерода в природе. Оксиды углерода, их физические и химические свойства, действие на живые организмы, получение и применение. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода (IV), гипотеза глобального потепления климата, парниковый эффект. Угольная кислота и её соли, их физические и химические свойства, получение и применение. Качественная реакция на карбонат-ионы. Использование карбонатов в быту, медицине, промышленности и сельском хозяйстве.

Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях углерода (метан, этан, этилен, ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота). Природные источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть), продукты их переработки (бензин), их роль в быту и промышленности. Понятие о биологически важных веществах: жирах, белках, углеводах – и их роли в жизни человека. Материальное единство органических и неорганических соединений.

Кремний, его физические и химические свойства, получение и применение. Соединения кремния в природе. Общие представления об оксиде кремния (IV) и кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в быту, в промышленности. Важнейшие строительные материалы: керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы безопасного использования строительных материалов в повседневной жизни.

Химический эксперимент:

изучение образцов неорганических веществ, свойств соляной кислоты, проведение качественных реакций на хлорид-ионы и наблюдение признаков их протекания, опыты, отражающие физические и химические свойства галогенов и их соединений (возможно использование видеоматериалов), ознакомление с образцами хлоридов (галогенидов), ознакомление с образцами серы и её соединениями (возможно использование видеоматериалов), наблюдение процесса обугливания сахара под действием концентрированной серной кислоты, изучение химических свойств разбавленной серной кислоты, проведение качественной реакции на сульфат-ион и наблюдение признака её протекания, ознакомление с физическими свойствами азота, фосфора и их соединений (возможно использование видеоматериалов), образцами азотных и фосфорных удобрений, получение, собирание, распознавание и изучение свойств аммиака, проведение качественных реакций на ион аммония и фосфат-ион и изучение признаков их протекания, взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью (возможно использование видеоматериалов), изучение моделей кристаллических решёток алмаза, графита, фуллерена, ознакомление с процессом адсорбции растворённых веществ активированным углём и устройством противогаза, получение, собирание, распознавание и изучение свойств углекислого газа, проведение качественных реакций на карбонат и силикат-ионы и изучение признаков их протекания, ознакомление с продукцией силикатной промышленности, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения».

Металлы и их соединения

Общая характеристика химических элементов – металлов на основании их положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Строение металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Электрохимический ряд напряжений металлов. Физические и химические свойства металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов, основные способы защиты их от коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) и их применение в быту и промышленности.

Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов, нахождение в природе. Физические и химические свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и гидроксиды натрия и калия. Применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов, нахождение в природе. Физические и химические свойства магния и кальция. Важнейшие соединения кальция (оксид, гидроксид, соли). Жёсткость воды и способы её устранения.

Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома, нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия.

Железо: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома, нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III), их состав, свойства и получение.

Химический эксперимент:

ознакомление с образцами металлов и сплавов, их физическими свойствами, изучение результатов коррозии металлов (возможно использование видеоматериалов), особенностей взаимодействия оксида кальция и натрия с водой (возможно использование видеоматериалов), исследование свойств жёсткой воды, процесса горения железа в кислороде (возможно использование видеоматериалов), признаков протекания качественных реакций на ионы: магния, кальция, алюминия, цинка, железа (II) и железа (III), меди (II), наблюдение и описание процессов окрашивания пламени ионами натрия, калия и кальция (возможно использование видеоматериалов), исследование амфотерных свойств гидроксида алюминия и гидроксида цинка, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения».

Химия и окружающая среда

Вещества и материалы в повседневной жизни человека. Безопасное использование веществ и химических реакций в быту. Первая помощь при химических ожогах и отравлениях.

Химическое загрязнение окружающей среды (предельная допустимая концентрация веществ, далее – ПДК). Роль химии в решении экологических проблем.

Химический эксперимент:

изучение образцов материалов (стекло, сплавы металлов, полимерные материалы).

Межпредметные связи

Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе осуществляется через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно­-научного цикла.

Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон, теория, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление, парниковый эффект, технология, материалы.

Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность, молекула, электрический заряд, проводники, полупроводники, диэлектрики, фотоэлемент, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ, раствор, растворимость, кристаллическая решётка, сплавы, физические величины, единицы измерения, космическое пространство, планеты, звёзды, Солнце.

Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные удобрения, микроэлементы, макроэлементы, питательные вещества.

География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.

Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе, в том числе в части:

1) патриотического воспитания:

ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;

2) гражданского воспитания:

представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видах деятельности, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

3) ценности научного познания:

мировоззренческие представления о веществе и химической реакции, соответствующие современному уровню развития науки и составляющие основу для понимания сущности научной картины мира, представления об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей;

познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химии, необходимые для объяснения наблюдаемых процессов и явлений, познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;

интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;

4) формирования культуры здоровья:

осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни;

5) трудового воспитания:

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний по химии, осознанный выбор индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей, успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений, готовность адаптироваться в профессиональной среде;

6) экологического воспитания:

экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;

способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, для повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов химии, экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и другое.), которые используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о целостной научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений, выбирать основания и критерии для классификации химических веществ и химических реакций, устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения, строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), делать выводы и заключения;

умение применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления – химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение химической реакции – при решении учебно-познавательных задач, с учётом этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых объектов – химических веществ и химических реакций, выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и противоречия в изучаемых процессах и явлениях.

Базовые исследовательские действия:

умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;

приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе.

Работа с информацией:

умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию;

умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач определённого типа, приобретение опыта в области использования информационно-коммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных поисковых систем, самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, другими формами графики и их комбинациями;

умение использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной среды.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи;

умения представлять полученные результаты познавательной деятельности в устных и письменных текстах; делать презентацию результатов выполнения химического эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебного проекта);

умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной познавательной и исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация совместных действий, определение критериев по оценке качества выполненной работы и другие).

Регулятивные универсальные учебные действия:

умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах – веществах и реакциях, оценивать соответствие полученного результата заявленной цели, умение использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания, установленного данной федеральной рабочей программой, выделяют: освоенные обучающимися научные знания, умения и способы действий, специфические для предметной области «Химия», виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях.

К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:

  • раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная), валентность, относительная атомная и молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса, массовая доля химического элемента в соединении, молярный объём, оксид, кислота, основание, соль, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена, экзо- и эндотермические реакции, тепловой эффект реакции, ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь, радиус атома, химическая связь, полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион, раствор, массовая доля вещества (процентная концентрация) в растворе;
  • иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
  • использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций;
  • определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях, степень окисления элементов в бинарных соединениях, принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам, вид химической связи (ковалентная и ионная) в неорганических соединениях;
  • раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева: демонстрировать понимание периодической зависимости свойств химических элементов от их положения в Периодической системе, законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно­-молекулярного учения, закона Авогадро;
  • описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды, соотносить обозначения, которые имеются в таблице «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» с числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям);
  • классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту);
  • характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений соответствующих химических реакций;
  • прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного состава, возможности протекания химических превращений в различных условиях;
  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, проводить расчёты по уравнению химической реакции;
  • применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинно-­следственных связей – для изучения свойств веществ и химических реакций, естественно-научные методы познания – наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный);
  • следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества, планировать и проводить химические эксперименты по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж и другие).

К концу обучения в 9 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:

  • раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическая связь, тепловой эффект реакции, моль, молярный объём, раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое равновесие, обратимые и необратимые реакции, окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия, амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), кристаллическая решётка, коррозия металлов, сплавы, скорость химической реакции, предельно допустимая концентрация ПДК вещества;
  • иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
  • использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций;
  • определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях различного состава, принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам, вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая) в неорганических соединениях, заряд иона по химической формуле, характер среды в водных растворах неорганических соединений, тип кристаллической решётки конкретного вещества;
  • раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и демонстрировать его понимание: описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды, соотносить обозначения, которые имеются в периодической таблице, с числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям), объяснять общие закономерности в изменении свойств элементов и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с учётом строения их атомов;
  • классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления химических элементов);
  • характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства простых и сложных веществ, подтверждая описание примерами молекулярных и ионных уравнений соответствующих химических реакций;
  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей, полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена, уравнения реакций, подтверждающих существование генетической связи между веществами различных классов;
  • раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих реакций;
  • прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения, возможности протекания химических превращений в различных условиях;
  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, проводить расчёты по уравнению химической реакции;
  • соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ (аммиака и углекислого газа);
  • проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ: распознавать опытным путём хлорид-, бромид-, иодид-, карбонат-, фосфат-, силикат-, сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы изученных металлов, присутствующие в водных растворах неорганических веществ;
  • применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей – для изучения свойств веществ и химических реакций, естественно-научные методы познания – наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).

 

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 8 КЛАСС

№ п/п

 

Наименование разделов и тем программы

 

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

Раздел 1. Первоначальные химические понятия

1.1

Химия — важная область естествознания и практической деятельности человека

 5

 

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c

1.2

Вещества и химические реакции

 15

 1

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c

Итого по разделу

 20

 

Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ

2.1

Воздух. Кислород. Понятие об оксидах

 6

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c

2.2

Водород.Понятие о кислотах и солях

 8

 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c

2.3

Вода. Растворы. Понятие об основаниях

 5

 1

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c

2.4

Основные классы неорганических соединений

 11

 1

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c

Итого по разделу

 30

 

Раздел 3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции

3.1

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделе­ева. Строение атома

 7

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c

3.2

Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции

 8

 1

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c

Итого по разделу

 15

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c

Резервное время

 3

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 68

 4

 5

 

 

 9 КЛАСС

№ п/п

 

Наименование разделов и тем программы

 

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

Раздел 1. Вещество и химические реакции

1.1

Повторение и углубление знаний основных разделов курса 8 класса

 5

 1

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a636

1.2

Основные закономерности химических реакций

 4

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a636

1.3

Электролитическая диссоциация. Химические реакции в растворах

 8

 1

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a636

Итого по разделу

 17

 

Раздел 2. Неметаллы и их соединения

2.1

Общая характеристика химических элементов VIIА-группы. Галогены

 4

 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a636

2.2

Общая характеристика химических элементов VIА-группы. Сера и её соединения

 6

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a636

2.3

Общая характеристика химических элементов VА-группы. Азот, фосфор и их соединения

 7

 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a636

2.4

Общая характеристика химических элементов IVА-группы. Углерод и кремний и их соединения

 8

 1

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a636

Итого по разделу

 25

 

Раздел 3. Металлы и их соединения

3.1

Общие свойства металлов

 4

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a636

3.2

Важнейшие металлы и их соединения

 16

 1

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a636

Итого по разделу

 20

 

Раздел 4. Химия и окружающая среда

4.1

Вещества и материалы в жизни человека

 3

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a636

Итого по разделу

 3

 

Резервное время

 3

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a636

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 68

 4

 7

 

 

 

Рабочая программа
Нормативный срок обучения
2 года
Образовательной программой не предусмотрена практика
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование(обучение)
Русский
Организация не осуществляет научную деятельность
Календарный учебный график
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы
22.05.2024
У образовательной программы нет общественной, профессионально-общественной аккредитации
Численность обучающихся
65 чел.
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
0 чел.
В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, являющихся иностранными гражданами
0 чел.
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации
65 чел.
В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, являющихся иностранными гражданами
0 чел.
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов
0 чел.
В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов, являющихся иностранными гражданами
0 чел.
Общеобразовательная программа основного общего образования
Наименование образовательной программы
Общеобразовательная программа основного общего образования
Образовательная программа
Аннотации к рабочим программам и рабочие программы
Алгебра 7-9 кл.
Наименование рабочей программы
Алгебра 7-9 кл.
Аннотация к рабочей программе

Рабочая программа учебного предмета "Алгебра. Базовый уровень" для обучающихся 7-9 классов

Рабочая программа
Нормативный срок обучения
3 года
Образовательной программой не предусмотрена практика
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование(обучение)
Русский
Организация не осуществляет научную деятельность
Календарный учебный график
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы
22.05.2024
У образовательной программы нет общественной, профессионально-общественной аккредитации
Численность обучающихся
221 чел.
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
0 чел.
В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, являющихся иностранными гражданами
0 чел.
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации
221 чел.
В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, являющихся иностранными гражданами
8 чел.
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов
0 чел.
В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов, являющихся иностранными гражданами
0 чел.

Календарный учебный график ООО

Календарный учебный график СОО

Учебный план ООО 2023-2024 гг.

Учебный план СОО 2023-2024 гг.

Учебный план по ФГОС СОО 2022-2024 г. г. 

План внеурочной деятельности ООО 7 класс. 2023-2026 г. г.  

План внеурочной деятельности ООО 8-9 классы.2023-2024 г. г. 

План внеурочной деятельности СОО.2023-2025 г. г.


Общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования могут осваиваться обучающимися школы в очной, очно-заочной, заочной форме. 
Востребованная форма обучения в 2023-2024 учебном году – очно-заочная.
 
Данные о лицензировании, аккредитации: 

ОСШ 96 имеет лицензию, выданную Департаментом образования  Ярославской области от имени Администрации Ярославской области 26 октябя 2015 года, дающую право на осуществление образовательной деятельности по общеобразовательным программам основного общего образования и среднего общего образования.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности  (Выписка из реестра лицензий по состоянию на 23.07.2021г.)

На основании свидетельства о государственной аккредитации, выданного 27 октября 2015 года и действующего до 22.05.2024 года, ОСШ № 96 имеет право на выдачу выпускникам документов государственного образца: аттестатов об основном общем образовании, аттестатов о среднем общем образовании.

ОСШ № 96 не имеет лицензии, дающей право на осуществление образовательной деятельности  по дополнительным общеобразовательным программам.
Обучение и воспитание в школе носят общедоступный, светский характер и ведутся на русском языке

Для реализации образовательной программы используется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии с помощью заданий для дистанционной работы, размещенных на сайте ОСШ № 96 в разделе "Дистанционне обучение", специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.

ОСШ № 96 не оказывает платных образовательных услуг.                                                                                                                                                                      


Основная образовательная программа осного общего образования ОСШ № 96 на 2023-2028 учебные годы

Основная образовательная программа среднего общего образования ОСШ № 96 на 2023-2025 учебные годы

Основная образовательная программа осного общего образования ОСШ № 96 на 2020-2025 учебные годы

Основная образовательная программа среднего общего образования ОСШ № 96 на 2019-2024 учебные годы

Приказ об изменении ООП ООО и ООП СОО и включении в нее рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы ОСШ № 96 

Приказ о внесении изменений в ООП ООО

Приказ о внесении изменений в ООП СОО


Рабочая программа воспитания основного общего образования ОСШ № 96 


Методические материалы для обеспечения образовательного процесса

В связи с отсутствием в ОСШ № 96 обучающихся с ОВЗ нет необходимости в разработке адаптированной образовательной программе.


     Муниципальное общеобразовательное учреждение "Открытая (сменная) школа№ 96" реализует программы дополнительного образования во взаимодействии с МОУ ДО "Межшкольный учебный центр Красноперекопского района" kp-muk1.edu.yar.ru 

     С 01.09.2020 г. заключен договор о сетевой форме реализации дополнительных общеобразовательных программ между ОСШ № 96 и МОУ ДО «МУЦ Красноперекопского района»(измененная редакция от 07.04.2021)

     МОУ ДО "МУЦ Красноперекопского района" реализует следующие ДООП для обучающихся ОСШ № 96 с использованием в сетевой форме ресурсов ОСШ № 96:

- "Школа безопасности" (углубленный уровень) (социально-педагогическая направленность) в объеме 36 часов;

- "Мы вместе" (базовый уровень) (социально-педагогическая направленность) в объеме 36 часов;

- "Практическая география" (ознакомительный уровень) (естественно-научная направленность) в объеме 36 часов;

- "Моя будущая профессия" (базовый уровень) (социально-педагогическая направленность) в объеме 36 часов.

Учебный план ООО 2023-2026 гг.

Учебный план СОО 2022-2024 гг.